Экономический рост и Минская империя

Экономический рост – это прекрасно. Рост вообще замечательная штука, по крайней мере до тех пор, пока вы растёте вверх. Когда организм раздаётся исключительно в ширину, это менее привлекательно. Отвисшее брюхо, на котором не сходятся брюки и отлетают пуговицы надетой рубашки, особенно приятного впечатления обыкновенно не производит.
К слову, о штанах, рубашках, кроссовках и прочих товарах широкого потребления. Многие наши сограждане искренне завидуют экономическому росту Китая и стран Юго-Восточной Азии. Как тут не позавидовать – рынки и магазины постсоветских республик (Белоруссия не исключение) просто завалены китайскими, корейскими, тайваньскими рубашками, штанами, спортивными костюмами, кроссовками, мячами и другими разновидностями одежды, обуви и спортинвентаря. В отличие от тех, кому приходится всё это покупать, восточноазиатские экономические системы заслуживают, чтобы за них порадоваться. Пускай мячи рвутся после десятого мощного удара (как раз вместе со второй парой бутс), штаны широки во всех местах, кроме единственно важного, кроссовок в хорошую погоду хватает на пять кругов по стадиону. После чего потребитель наносит повторный визит на рынок и приобретает очередную пару кроссовок, которые, чего греха таить, в самом деле дешевле отечественных процентов на двадцать, а европейских (их уже почти и нет – в Европе теперь предпочитают оперировать ценными бумагами, а не сапожными иглами) – раза в два.
Вот, к примеру, белорусские производители «оборотистостью» пронырливых азиатов явно не обладают. Изделий отечественного пошива потребителю хватает на несколько сезонов, а потому они с полок универмагов исчезают куда как медленнее «лаптей жёлтой сборки», за которыми покупателю приходится наведываться в магазин ежемесячно. Вот вам и рост производства в регионе на восток от Ост-Индии.
И что замечательно, из сочувствия к китайской экономике многие продавцы всеми силами пытаются уклониться от прямого ответа на вопрос о месте изготовления товара. Например, в обувном отделе столичного ЦУМа автору так и ответила не по годам дипломатичная работница: «или в России, или в Китае». Мол, не всё ли равно: не то ананас, не то немецкий фугас. Ну, можно было бы и не спрашивать, просто на самих кроссовках страна-изготовитель указана почему-то не была. Основательный осмотр «продукта» подсказал в чём тут дело. Вероятно, изготовитель просто не знал, как название его страны пишется латиницей. Откуда такой странный вывод? Да всё просто: название фирмы (или модели кроссовок), которое на боковой поверхности было прописано как “Sprandi”, на языке загадочным образом трансформировалось в “Spnradl”. А внутри изделия, на вклеенной стельке название претерпело ещё одну мутацию: “Snrapdi”. Наверное, в силу бурного экономического роста фирма-производитель дважды меняла название, пока трудяга-сапожник клепал эти «кроссы». Только язык приклеил – бац! – буквы изволь переставлять.
А может, тамошним «менеджерам» просто в редакторскую лямку впрягаться недосуг – успевай гарантийный товар обменивать. Народ-то в Поднебесной, в отличие от нашего воспринимает всё философски: развалился лапоть на второй день носки – извольте в той же лавке выдать следующую партию изделий. А поскольку каждый хоть чем-нибудь да занят, кто шьёт, кто клеит, кто товар обменивает – заниматься изучением языков как-то недосуг. Да и чёрт разберёт европейскую «мову», куда там какая закорючка должна быть поставлена, в отличие от китайских иероглифов, все латинские литеры друг на дружку похожи.
В 1618 году терский казак Иван Петлин несколько месяцев вёл в Пекине переговоры с императором, после чего привёз в Москву приветственную грамоту от китайского властителя. Вот только в Первопрестольной не нашлось ни одного человека, способного её прочесть. Потому с торговыми и дипломатическими отношениями в тот раз не сложилось. А жаль! Воевал бы Пётр Первый со шведами в импортном обмундировании – хоть все солдаты были бы одеты-обуты. Ну, первую неделю кампании. А затем… Затем пришлось бы российским самодержцам поневоле осваивать тактику «блицкрига», вместо того чтоб войска изводить десятилетними кампаниями; да вместо бестолковых марш-бросков на тысячу километров туда, а потом назад – планировать перемещения подразделений с учётом ресурса обуви. Пришлось бы русским генералам за учебники стратегии сесть и ограничиться лишь теми перемещениями войск, которые стратегической необходимостью вызваны, вместо того чтоб матом солдат подгонять на бесконечные перемещения по Европе и Причерноморью.
История России совершенно иначе сложилась бы! Никаких тебе пугающих потенциальных союзников мобилизаций (считайте – на две войны меньше), никаких подавлений угнетённого населения (а как подавлять, если ружьё при попытке его зарядить развалится?), никакого насильственной отправки крестьян на мануфактуры (а зачем своя промышленность, когда вокруг горы импортного ширпотреба?). И самое главное – Минская империя не рухнула бы! Не пугайтесь, господа белорусы – так китайская держава (по имени династии Мин) называлась с XIV века по XVII. И стоять бы ей во веки веков. Ведь в этом варианте альтернативной истории экономический рост у китайцев и их соседей наступил бы намного раньше! Многоточие следует…

22.07.04.

 
Мои ресурсы
Сатира
 
 
Используются технологии uCoz